Прошли века, эпохи миновали,
Но не смотря на это, до сих пор,
Египта древнего загадки оставались
Непознанною тайной всех времен.
Величество его колонн и храмов,
Окутанное шепотом песков,
И пирамид вершины неустанно,
Пронзают небо, словно статуи богов.
История неведомого царства
Папирусы заполнила собой,
И гордый сфинкс со взглядом властным,
Гробницы охраняет, словно часовой.
Как ослепителен Египет и прекрасен,
В туманном прошлом, загораясь как маяк,
Свой след в истории оставил не напрасно,
Для мировой культуры сделав первый шаг.
О сколько археологов трудились,
Чтоб разгадать загадки египтян,
Иероглифы читать их научились.
Богов неведомых узнали имена.
В пятом тысячелетии до нашей эры,
Цивилизация Египта родилась,
На плодородных почвах земледелов,
Междоусобною борьбой за власть.
Сначала люди жили в ямах и пещерах,
Святилища, для поклоненья духам, строили в шатрах,
Но в общине всегда вождь оставался первым,
Простой народ, в оковы рабства заковав.
Рабы все также жили бедно.
Когда для знати строили дома.
И росписью гробниц их покрывали стены,
И фараонов восхваляли имена.
Заупокойный культ в Египте почитали,
И верили, что смерть – лишь долгий путь,
В другую жизнь, но после смерти попадали,
В тот мир, лишь те, кто мог в глаза богам взглянуть.
Поэтому еще при жизни фараоны,
Готовились к загробному пути
В гробницах создавали залы и колонны,
И золотою плиткой устилали все полы.
В Египте верили, что человеческие души,
Найдут убежище в заупокойном царстве,
И иногда им очень будет нужно,
В тела нетленные обратно возвращаться.
Для этого тела умерших сохраняли,
Их бальзамировали, клали в саркофаги,
И стены усыпальниц украшали,
Портреты, статуи для них же оставляли.
Для фараона, что считался почти богом,
Рабы десятилетья строили гробницы,
И в пирамиды собирали каменные блоки,
Все ожидая Ра в небесной колеснице.
Все то стало почвой, для развития искусства,
Достигшего невероятной стати.
Архитектуру, живопись искусно
Египетские мастера создали.
Историки же выделили три этапа,
Три царства: древнее – три тыщи лет до нашей эры,
За ним шло среднее – правление Ментухотепа
И новое, как восхожденье новой веры.
Сначала в творчестве была монументальность,
Симметрия и общность линий силуэта,
И соблюдалась строгая фронтальность,
Без гибких форм и легкой игры света.
Но вот уже к двухтысячному году,
Гробницы скальные сменили грандиозность пирамиды,
Изображенные на стенах сцены быта и природы,
Сменили канонические формы и классические виды.
Расцвет в эпоху царства Нового Египта
Искусство сделал утонченно-гармоничным
Все статуи, рельефы, росписи, карнизы,
Все стало более изящным и реалистичным.
Оставила свой след в истории эпоха Эхнатона,
Правителя, идущего наперекор сложившимся законам,
В Египте Древнем сделал он немалые реформы,
Освободив все земли, захваченные прежним фараоном.
Болезненные черты фараона
И красота его царицы Нефертити
Находки из гробниц Тутанхамона,
Все это из эпохи Нового Египта.
Но все же основным толчком развития искусства,
Был древний культ заупокойной жизни,
Все статуи и фрески, чтоб душа могла вернуться,
Назад, на землю, где веками тело сохранили.
Я будто вижу, как стою у дельты Нила,
Среди песков, застывших на столетья,
И ветер напевает мне мелодию, уныло,
И солнца диск в зените, плавит дух тысячелетий.
Как будто вижу я рабов под жарким солнцем,
Несут булыжники, чтоб строить пирамиду,
И надзиратель, подгоняя их, смеется,
И восседает фараон со строгим видом.
Вот храм времен, храм солнца, храм истории,
К нему гранитом вымощен весь путь,
И сфинксы охраняют территорию
И Гор глядит, не изменившийся ничуть.
Как много нам известно о Египте,
И столько же нам предстоит узнать,
Загадки, тайны, саркофаги, лабиринты,
Возможно навсегда затеряны в песках.
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь. Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо зайти на сайт под своим именем.
Похожие стихи:
|