О́да — поэтическое, а также музыкально-поэтическое произведение, отличающееся торжественностью и возвышенностью, посвященное какому-нибудь событию или герою.
Ода в античности
Пусть Геродот теперь Вознесён будет ввысь На дивных крыльях Муз Пиерид сладкогласных! Пусть с пифийских он игр, С олимпийских Алфея брегов Честь принесёт семивратным Фивам! — Истмийская ода. Эпод Е
Первоначально в Древней Греции любая форма стихотворной лирики, предназначенная сопровождать музыку, называлась одой, в том числе хоровое пение. Со времён Пиндара ода — хоровая песня-эпиникий с подчёркнутой торжественностью и высокопарностью, как правило, в честь победителя спортивных состязаний: В римской литературе наиболее известны оды Горация, который использовал размеры эолийской лирической поэзии, в первую очередь алкееву строфу, адаптировав их к латинскому языку. Сборник этих произведений на латыни именуется Carmina - «песни» (одами их стали называть уже впоследствии).
Вещий внук Атланта, Меркурий! Мудро Ты смягчил людей первобытных нравы Тем, что дал им речь и благой обычай Ввёл состязаний.
Вестник всех богов, я тебя прославлю Песней. Ты творец криворогой лиры, Мастер в шутку все своровать и спрятать, Что бы ни вздумал.
Ты малюткой раз Аполлона стадо Ловко скрыл, угнав. "Не отдашь коль..." - грозно Тот стращал, - и вдруг рассмеялся: видит - Нет и колчана.
Ты Приама вёл незаметно ночью: Выкуп ценный нёс он за тело сына, В вражий стан идя меж огней дозорных Мимо Атридов.
В край блаженный ты беспорочных души Вводишь; ты жезлом золотым смиряешь Сонм бесплотный - мил и богам небесным, Мил и подземным.
— Ода Ода в Средние века
Со времени Возрождения и в эпоху барокко (XVI-XVII века) одами стали называть лирические произведения в патетически высоком стиле, ориентирующиеся на античные образцы. В классицизме ода стала каноническим жанром высокой лирики.
Знаменитые оды этого периода:
Фридрих Шиллер: Ода к радости Г. Р. Державин: "Фелица" (1782), "Властителям и судиям" (1780), "Вельможа" (Ноябрь 1794), "Бог" (1784), "Видение мурзы" (1783—1784), "На смерть князя Мещерского" (1779), "Водопад" (1791 — 1794) Ломоносов, Михаил: "Ода на взятие Хотина, "Ода на день восшествия на Всероссийский престол Её Величества Государыни Императрицы Елизаветы Петровны" 1742/47 годов
Ода в современной поэзии
Любопытна ода Айдына Ханмагомедова, посвящённая так называемой хрущёвской оттепели:
Семнадцатый и сорок пятый годы воспели мы и, кажется, с лихвой. Но ни одной не посвятили оды тебе, наш скромный пятьдесят шестой. Или не ты пооткрывал ворота всех страшных тюрем и концлагерей? Там Сталин, если он отец народа, держал своих сынов и дочерей. А тех кого, кого сгубили держиморды, не ты ли добрым словом помянул? Ты целые советские народы на земли их родимые вернул. Как пробная духовная свобода, ты вечно с нами, пятьдесят шестой, и так же дорог сердцу патриота, как даты, упомянутые мной.
Тютчев Фёдор Иванович выступает известным поэтом, одним из наиболее выдающихся представителей лирики (преимущественно философской и политической). Политическими взглядами Тютчев вызвал одобрение
"Асадов Эдуард Аркадьевич - самый читаемый поэт и прозаик Советского Союза" - именно эти строки были напечатаны в середине 80-х прошлого века, в популярной тогда среди ценителей поэзии: "Литературной
В конце XIX века, начиная с 90-х годов, в русской литературе начинается новая эпоха названная "Серебряным веком поэзии". Об окончании этого "века" уже многие годы идут споры. В школьных учебниках
Среди обывателей существует мнение, что для того, чтобы писать стихи для детей, особого умениях не нужно, данное утверждение ошибочно. Потому что в отличие от создателей поэтических произведений для